Главная » Список болезней » Новости медицины


Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребенка



Нарушение сенсорной обработки информации называется дисфункцией сенсорной интеграции. Многие родители даже не подозревают о наличии такой проблемы у своего ребенка. Отклонения в поведении они считают обычными капризами. На самом деле это реальный диагноз, который очень часто остается скрытым. Примером нарушения сенсорной интеграции является непереносимость громкого шума или резких запахов, отказ от ношения «колючих» вещей и пр. Справиться с проблемой можно, но подход должен быть правильным.

Содержание статьи:


Значение сенсорной интеграции для правильного развития ребенка

Значение сенсорной интеграции

Нервную систему можно сравнить с электрической цепью. Чтобы она функционировала правильно, необходима качественная работа всех ее участков. Если какое-то звено не выдерживает напряжения, либо оказывает повышенное сопротивление, может случиться «замыкание». Этот простой пример помогает понять работу нервной системы.

Головной мозг каждую секунду получает сигналы из внешней среды и от внутренних органов. Причем работать он начинает еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет его деятельность усиливается.

Если ребенок здоров, то он начинает познавать мир через сенсорное восприятие. В этом ему помогают руки. Он ощупывает предметы, пытается «попробовать мир на вкус». В такой ситуации проблем с развитием моторики и речи не возникает.

Если мозг или его ответвления были повреждены, например, из-за кислородного голодания плода, то обработка сенсорной информации будет происходить с нарушениями. Аналогичная ситуация наблюдается тогда, когда ребенок воспитывается в плохих условиях, когда он лишен возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

Правильная сенсорная интеграция важна для здоровья, для формирования умственных способностей, овладения навыками общения, бытовыми умениями.

Комментирует Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции:

Всю информацию человек получает благодаря органам чувств. В возрасте до 7 лет у ребенка формируется и совершенствуется сенсорная интеграция. Благодаря ее развитию он осваивает навыки правильного поведения, учится реагировать на внешние события, получает необходимые ему знания.

Сенсорная интеграция представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов. Это позволяет головному мозгу контролировать реакции тела, эмоции и поведение.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформируются в адекватный ответ. Ребенок не дает нормальной поведенческой реакции. Некоторые дети приходят в состояние гипервозбуждения, а другие, напротив, избегают любых сенсорных стимулов.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьезных проблем в развитии малыша.

К ним относятся:

  • Отсутствие самоконтроля.

  • Низкая самооценка.

  • Неуверенность в себе.

  • Отсутствие навыков социального взаимодействия.

  • Нарушения в эмоциональной сфере и пр.


Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Диагностика нарушений

Даже одно единственное нарушение способно стать причиной серьезных проблем. Достаточно представить, как сложно ребенку сосредоточиться на том, что говорит педагог, когда за окном весело щебечут птицы, а майка раздражает кожу. А может ему хочется скрыться от яркого света в классе или заткнуть уши, чтобы не слышать гул голосов. Взрослый человек может контролировать свои действия. Поведение ребенка в этом плане отличается. Он дает реакцию по типу «здесь и сейчас».

С другой стороны, не каждый отказ от ношения свитера или от супа с рыбой нужно расценивать как нарушение сенсорной интеграции. Заниматься диагностикой должен специалист. Незначительные отклонения могут самостоятельно пройти с возрастом. Есть данные, что у каждого шестого ребенка «капризы» являются следствием нарушений в работе сенсорных систем. Иногда это сильно мешает развитию.

Обнаружить проблему помогают следующие маркеры:

  • Нарушения в интеграции слуховой информации: боязнь громкого звука, непереносимость музыки, растерянность при попадании в шумное место. Дети с такими проблемами могут закрывать уши руками при усилении шума, будут оставаться в классе во время перемены и пр.

  • Нарушения интеграции зрительной информации: любовь к полумраку или темноте, усиление беспокойства при ярком свете, напряжение при попытке рассмотреть окружающие ребенка объекты и предметы. Малыш будет выражать явный негативизм при необходимости преодоления препятствий.

  • Нарушения тактильного восприятия: ребенку не нравится заниматься лепкой и рисованием, он не любит, когда к нему прикасаются. Дети отказываются носить одежду из определенных тканей или вещи определенных фасонов, например, водолазки. Они не ходят босиком, но при этом слабо реагируют на болевые и на температурные раздражители.

  • Нарушения в работе вестибулярной системы: ребенок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, не может научиться кататься на велосипеде или коньках, часто падает, все время ищет себе опору.

Главный симптом нарушения сенсорной интеграции – это трудности в концентрации внимания. Особенно сложно ребенку будет в тех ситуациях, когда извне поступают раздражители, оказывающие влияние на проблемную сферу. Такие дети часто меняют вид деятельности, они неусидчивы, тревожны, их поведение аффективно. Они склонны к истерикам, капризам, агрессии, заливистому смеху, который может переходить в рыдания и пр.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Лучше остальных людей своих детей знают родители. Однако они могут не только преувеличивать, но и недооценивать масштаб проблемы.

Часто у детей есть явные признаки сразу нескольких подтипов сенсорных нарушений. Например, тактильная система отличается повышенной чувствительностью, а проприоцептивная система – низкой восприимчивостью. Такие расстройства называют комбинированными. Обнаружить их может только профессионал – психолог, физиотерапевт, клинический психолог или другой специалист, прошедший обучение по сенсорной интеграции.

Чтобы выставить диагноз, ребенка нужно обследовать. Кроме сбора анамнеза проводятся специальные тесты, опрашиваются родители. Только после этого можно сделать заключение.

Комплексная оценка предполагает реализацию трех этапов:

  • Проведение тестирования: СИПТ (тест сенсорно-интегративных и моторных способностей) и БОТ-2. Стандартный тест содержит 17 подтестов. Исследование позволяет оценить работу визуальной, тактильной и моторной сферы. По времени оно довольно продолжительное и занимает несколько часов. Только тестирования недостаточно, чтобы выставить окончательный диагноз. Его проводят для того, чтобы получить дополнительную информацию.

  • Наблюдение за пациентом. Специалист наблюдает за поведением ребенка в привычных для него условиях и в сенсорной двигательной комнате.

  • Опрос родителей. Для этого используют специализированные опросники.

После проведения диагностики специалист составляет сенсорный профиль пациента. Это позволит определиться с дальнейшим планом действий по коррекции имеющихся нарушений.



Терапия нарушений сенсорной интеграции

Терапия нарушений

Доказано, что дети с аутизмом в 90% случаев страдают от нарушений в сенсорной сфере. Поэтому они своеобразно реагируют на внешние раздражители. В то же время не все пациенты с дисфункцией сенсорной интеграции являются аутистами. Иногда эти нарушения выражены настолько сильно, что специалисты выставляют неверный диагноз. Поэтому диагностика должна быть тщательной. Только после этого можно начинать лечение. Грамотно составленная терапевтическая схема позволит улучшить состояние ребенка, в том числе, при некоторых других диагнозах.

Коррекция сенсорной интеграции требуется детям со сколиозом, фобиями, паническими атаками, нарушением речевого развития, координации движений, трудностями в письме.

К прочим показаниям относятся:

  • Мышечные контрактуры.

  • Гиперактивность.

  • ЗПР.

  • ДЦП.

  • Перенесенные операции, полученные травмы и переломы. Лечение проводят в восстановительный период.

  • Синдром Дауна.

  • Аутизм и пр.

Для каждого пациента подбираются упражнения, которые помогут ему лучше воспринимать информацию. Такие упражнения называются секвенции. Они проводятся в игровой форме. Знакомые каждому ребенку качалки и сухие бассейны помогают в выполнении упражнений. Например, малышу предлагают найти в бассейне какие-то предметы или переложить игрушку из одной коробки в другую, раскачиваясь при этом в гамаке.

Итогом проводимой терапии станет гармоничное развитие малыша. Он будет быстрее и легче справляться с имеющимися трудностями в восприятии окружающего мира.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Специалист должен побуждать ребенка выполнять определенные действия, но делать это нужно максимально естественно. Пациент должен получать удовольствие от занятий. Это является лучшей мотивацией к стремлению развиваться и совершенствовать свои новые навыки.

Важно научить ребенка адекватно реагировать на свои ощущения. Он должен учиться контролировать собственные эмоции и поведение. Терапия направлена на все сенсорные сферы.

Условия проведения занятий:

  • Безопасность. Важно, чтобы оборудование и само пространство не несло даже минимальной угрозы для ребенка. Он должен иметь возможность свободного перемещения. Часто во время проведения терапии требуется сложная физическая активность, выполнение упражнений и других видов деятельности. Поэтому в помещении обязательно должны быть маты, подушки, подкладки. Специалисту нельзя отвлекаться ни на секунду. Он нужно быть готов в любой момент подхватить ребенка, помочь принять ему правильное положение, исключить опасные движения и т. д.

  • Терапия через игру. В игре ребенок должен быть лидером и активным участником. Это помогает совершенствовать сенсорные системы, вырабатывает навыки самоконтроля. Пациент учиться взаимодействовать с другими людьми и правильно вести себя.

  • Длительность сеанса. Средняя продолжительность занятия составляет 30-60 минут. Проводят их 3 раза в неделю. На протяжении всего занятия ребенок должен быть вовлечен в деятельность. Только так он научится контролировать свои эмоции и поведение. Частые и регулярные занятия помогают быстрее справиться с имеющейся проблемой. Для контроля эффективности лечения проводятся промежуточные и итоговые тесты.

Терапия нарушений сенсорной интеграции может быть дополнена логопедическими занятиями и упражнениями на развитие слуха.



Задать свой вопрос

Читайте также:

7 научно обоснованных преимуществ для здоровья от употребления воды

Организм человека на 60% состоит из воды. Чтобы не испытывать проблем со здоровьем, ученые советуют выпивать по 8 стаканов воды в день. Это вполне обоснованная рекомендация, так как вода человеку нужна для того чтобы жить.


Пластиковые контейнеры для еды: факты и мифы

Пластиковые контейнеры есть на кухне у каждой хозяйки. Эту многоразовую посуду удобно использовать для хранения и разогрева пищи. Она легкая, дешевая и практичная. Однако, несмотря на все эти положительные свойства контейнеров, у них...


13 научных фактов, как продлить жизнь

Многие люди считают, что продолжительность их жизни предопределена генетикой. На самом деле, немаловажное значение имеет состояние окружающей среды, режим дня и пищевые предпочтения. Для того чтобы увеличить продолжительность...


10 продуктов, которые заменяют мясо

Чтобы обезопасить себя от приема мяса с ненужными добавками, следует употреблять в пищу только отечественную продукцию. Однако невозможно гарантировать, что Российские производители не используют для выращивания скота антибиотики.



ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Прежде чем задать вопрос, прочтите уже имеющиеся комментарии, возможно там есть ответ на ваш вопрос!


Комментарии и отзывы:
(Пока нет отзывов к статье)

Запишись к врачу!
Лучшие врачи, специальные предложения
Записаться

Расшифровка анализов

  • Таблицы расчетов для мужчин, женщин и детей, всех возрастов!

  • Узнайте причины отклонений!

  • Расшифровка всех видов анализов!

Расшифровать

Проверка симптомов

  • Не знаете своего заболевания? Найдите его по симптомам!

  • Узнайте о возможных заболеваниях;

  • Предупредите болезнь!

Проверить

×