Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребёнка

Мочалов Павел Александрович
Автор: к. м. н. врач-терапевт

Нарушение сенсорной обработки информации называется дисфункцией сенсорной интеграции. Многие родители даже не подозревают о наличии такой проблемы у своего ребёнка. Отклонения в поведении они считают обычными капризами. На самом деле это реальный диагноз, который очень часто остаётся скрытым. Примером нарушения сенсорной интеграции является непереносимость громкого шума или резких запахов, отказ от ношения «колючих» вещей и пр. Справиться с проблемой можно, но подход должен быть правильным.

Значение сенсорной интеграции для правильного развития ребёнка

Значение сенсорной интеграции

Нервную систему можно сравнить с электрической цепью. Чтобы она функционировала правильно, необходима качественная работа всех её участков. Если какое-то звено не выдерживает напряжения, либо оказывает повышенное сопротивление, может случиться «замыкание». Этот простой пример помогает понять работу нервной системы.

Головной мозг каждую секунду получает сигналы из внешней среды и от внутренних органов. Причём работать он начинает ещё тогда, когда ребёнок находится в утробе матери. После появления малыша на свет его деятельность усиливается.

Если ребёнок здоров, то он начинает познавать мир через сенсорное восприятие. В этом ему помогают руки. Он ощупывает предметы, пытается «попробовать мир на вкус». В такой ситуации проблем с развитием моторики и речи не возникает.

Если мозг или его ответвления были повреждены, например, из-за кислородного голодания плода, то обработка сенсорной информации будет происходить с нарушениями. Аналогичная ситуация наблюдается тогда, когда ребёнок воспитывается в плохих условиях, когда он лишен возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

Правильная сенсорная интеграция важна для здоровья, для формирования умственных способностей, овладения навыками общения, бытовыми умениями.

Комментирует Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции:

Всю информацию человек получает благодаря органам чувств. В возрасте до 7 лет у ребёнка формируется и совершенствуется сенсорная интеграция. Благодаря её развитию он осваивает навыки правильного поведения, учится реагировать на внешние события, получает необходимые ему знания.

Сенсорная интеграция представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов. Это позволяет головному мозгу контролировать реакции тела, эмоции и поведение.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформируются в адекватный ответ. Ребенок не даёт нормальной поведенческой реакции. Некоторые дети приходят в состояние гипервозбуждения, а другие, напротив, избегают любых сенсорных стимулов.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьёзных проблем в развитии малыша.

К ним относятся:

  • Отсутствие самоконтроля.

  • Низкая самооценка.

  • Неуверенность в себе.

  • Отсутствие навыков социального взаимодействия.

  • Нарушения в эмоциональной сфере и пр.


Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Диагностика нарушений

Даже одно единственное нарушение способно стать причиной серьёзных проблем. Достаточно представить, как сложно ребёнку сосредоточиться на том, что говорит педагог, когда за окном весело щебечут птицы, а майка раздражает кожу. А может ему хочется скрыться от яркого света в классе или заткнуть уши, чтобы не слышать гул голосов. Взрослый человек может контролировать свои действия. Поведение ребёнка в этом плане отличается. Он даёт реакцию по типу «здесь и сейчас».

С другой стороны, не каждый отказ от ношения свитера или от супа с рыбой нужно расценивать как нарушение сенсорной интеграции. Заниматься диагностикой должен специалист. Незначительные отклонения могут самостоятельно пройти с возрастом. Есть данные, что у каждого шестого ребёнка «капризы» являются следствием нарушений в работе сенсорных систем. Иногда это сильно мешает развитию.

Обнаружить проблему помогают следующие маркеры:

  • Нарушения в интеграции слуховой информации: боязнь громкого звука, непереносимость музыки, растерянность при попадании в шумное место. Дети с такими проблемами могут закрывать уши руками при усилении шума, будут оставаться в классе во время перемены и пр.

  • Нарушения интеграции зрительной информации: любовь к полумраку или темноте, усиление беспокойства при ярком свете, напряжение при попытке рассмотреть окружающие ребёнка объекты и предметы. Малыш будет выражать явный негативизм при необходимости преодоления препятствий.

  • Нарушения тактильного восприятия: ребёнку не нравится заниматься лепкой и рисованием, он не любит, когда к нему прикасаются. Дети отказываются носить одежду из определённых тканей или вещи определённых фасонов, например, водолазки. Они не ходят босиком, но при этом слабо реагируют на болевые и на температурные раздражители.

  • Нарушения в работе вестибулярной системы: ребёнок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, не может научиться кататься на велосипеде или коньках, часто падает, всё время ищет себе опору.

Главный симптом нарушения сенсорной интеграции – это трудности в концентрации внимания. Особенно сложно ребёнку будет в тех ситуациях, когда извне поступают раздражители, оказывающие влияние на проблемную сферу. Такие дети часто меняют вид деятельности, они неусидчивы, тревожны, их поведение аффективно. Они склонны к истерикам, капризам, агрессии, заливистому смеху, который может переходить в рыдания и пр.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Лучше остальных людей своих детей знают родители. Однако они могут не только преувеличивать, но и недооценивать масштаб проблемы.

Часто у детей есть явные признаки сразу нескольких подтипов сенсорных нарушений. Например, тактильная система отличается повышенной чувствительностью, а проприоцептивная система – низкой восприимчивостью. Такие расстройства называют комбинированными. Обнаружить их может только профессионал – психолог, физиотерапевт, клинический психолог или другой специалист, прошедший обучение по сенсорной интеграции.

Чтобы выставить диагноз, ребёнка нужно обследовать. Кроме сбора анамнеза проводятся специальные тесты, опрашиваются родители. Только после этого можно сделать заключение.

Комплексная оценка предполагает реализацию трёх этапов:

  • Проведение тестирования: СИПТ (тест сенсорно-интегративных и моторных способностей) и БОТ-2. Стандартный тест содержит 17 подтестов. Исследование позволяет оценить работу визуальной, тактильной и моторной сферы. По времени оно довольно продолжительное и занимает несколько часов. Только тестирования недостаточно, чтобы выставить окончательный диагноз. Его проводят для того, чтобы получить дополнительную информацию.

  • Наблюдение за пациентом. Специалист наблюдает за поведением ребёнка в привычных для него условиях и в сенсорной двигательной комнате.

  • Опрос родителей. Для этого используют специализированные опросники.

После проведения диагностики специалист составляет сенсорный профиль пациента. Это позволит определиться с дальнейшим планом действий по коррекции имеющихся нарушений.


Терапия нарушений сенсорной интеграции

Терапия нарушений

Доказано, что дети с аутизмом в 90% случаев страдают от нарушений в сенсорной сфере. Поэтому они своеобразно реагируют на внешние раздражители. В то же время не все пациенты с дисфункцией сенсорной интеграции являются аутистами. Иногда эти нарушения выражены настолько сильно, что специалисты выставляют неверный диагноз. Поэтому диагностика должна быть тщательной. Только после этого можно начинать лечение. Грамотно составленная терапевтическая схема позволит улучшить состояние ребёнка, в том числе, при некоторых других диагнозах.

Коррекция сенсорной интеграции требуется детям со сколиозом, фобиями, паническими атаками, нарушением речевого развития, координации движений, трудностями в письме.

К прочим показаниям относятся:

  • Мышечные контрактуры.

  • Гиперактивность.

  • ЗПР.

  • ДЦП.

  • Перенесённые операции, полученные травмы и переломы. Лечение проводят в восстановительный период.

  • Синдром Дауна.

  • Аутизм и пр.

Для каждого пациента подбираются упражнения, которые помогут ему лучше воспринимать информацию. Такие упражнения называются секвенции. Они проводятся в игровой форме. Знакомые каждому ребёнку качалки и сухие бассейны помогают в выполнении упражнений. Например, малышу предлагают найти в бассейне какие-то предметы или переложить игрушку из одной коробки в другую, раскачиваясь при этом в гамаке.

Итогом проводимой терапии станет гармоничное развитие малыша. Он будет быстрее и легче справляться с имеющимися трудностями в восприятии окружающего мира.

Комментирует эксперт Светлана Каширина:

Специалист должен побуждать ребёнка выполнять определённые действия, но делать это нужно максимально естественно. Пациент должен получать удовольствие от занятий. Это является лучшей мотивацией к стремлению развиваться и совершенствовать свои новые навыки.

Важно научить ребёнка адекватно реагировать на свои ощущения. Он должен учиться контролировать собственные эмоции и поведение. Терапия направлена на все сенсорные сферы.

Условия проведения занятий:

  • Безопасность. Важно, чтобы оборудование и само пространство не несло даже минимальной угрозы для ребёнка. Он должен иметь возможность свободного перемещения. Часто во время проведения терапии требуется сложная физическая активность, выполнение упражнений и других видов деятельности. Поэтому в помещении обязательно должны быть маты, подушки, подкладки. Специалисту нельзя отвлекаться ни на секунду. Он нужно быть готов в любой момент подхватить ребёнка, помочь принять ему правильное положение, исключить опасные движения и т. д.

  • Терапия через игру. В игре ребёнок должен быть лидером и активным участником. Это помогает совершенствовать сенсорные системы, вырабатывает навыки самоконтроля. Пациент учиться взаимодействовать с другими людьми и правильно вести себя.

  • Длительность сеанса. Средняя продолжительность занятия составляет 30-60 минут. Проводят их 3 раза в неделю. На протяжении всего занятия ребёнок должен быть вовлечен в деятельность. Только так он научится контролировать свои эмоции и поведение. Частые и регулярные занятия помогают быстрее справиться с имеющейся проблемой. Для контроля эффективности лечения проводятся промежуточные и итоговые тесты.

Терапия нарушений сенсорной интеграции может быть дополнена логопедическими занятиями и упражнениями на развитие слуха.


Внимание

Внимание! Информация носит ознакомительный характер и не может использоваться для самодиагностики и назначения лечения. Всегда консультируйтесь с профильным врачом!

Обсудить/задать вопрос


Комментарии проходят модерацию Количество комментариев


Заболевания по буквам
 
Витамины: