Все материалы на сайте имеют информационный характер. Перед применением тех или иных рекомендаций проконсультируйтесь с профильным специалистом. Не рискуйте вашим здоровьем.

Аутизм: первые признаки, диагностика и лечение

Статья подготовлена специалистом исключительно в ознакомительных целях. Мы настоятельно призываем вас не заниматься самолечением. При появлении первых симптомов - обращайтесь к врачу.

Аутизм – это диагноз, который звучит пугающе для любого родителя. Заболевание является довольно распространённым. Патология психики ярко проявляется в раннем возрасте. В этом случае говорят о раннем детском аутизме. Больных детей изолируют от общества, они посещают специализированные образовательные учреждения.

Аутизм – что это за болезнь?

Аутизм – это расстройство развития с дефицитом сферы общения и эмоций. Человек с этим заболеванием как бы находится внутри самого себя. Он не направляет свою речь, жесты, энергию на других людей. Социального смысла его действия не несут. Заболевание диагностируется у детей 3-5 лет. Редко аутизм впервые выявляют у подростков и у взрослых людей. Если такое случается, то это значит, что заболевание имеет очень лёгкое течение.


Причины аутизма у детей

Причины аутизма у детей

Обычно в большинстве случаев представленного заболевания, оно никак не связано с серьёзными поражениями головного мозга. В некоторых случаях аутизм возникает из-за врождённой краснухи, а также на фоне фенилкетонурии, цитомегаловирусной инфекции или опасного синдрома хрупкой Х-хромосомы. Также обнаружены серьёзные свидетельства, которые полностью подтверждают немаловажную роль генетических изменений в развитии заболевания.

Доказано, что у родителей, имеющих ребёнка с аутистическим расстройством, риск рождения последующего ребёнка с похожими проблемами в развитии выше обычного примерно в 50-70 раз. У особенных монозиготных близнецов конкордантность данного синдрома не менее высока.

Многочисленные исследования, которые проводились среди семей пациентов с аутизмом, позволяют предположить, что потенциальными мишенями являются несколько областей генов. К ним относят рецепторы нейротрансмиттеров, связанные с особым кодированием и немаловажным структурным контролем нервной системы. Роль внешних факторов, таких как вакцинация и всевозможные диеты, специалистами на сегодняшний день не доказана. Во многом основой патогенеза аутистических расстройств являются нарушения функций и структуры головного мозга.

Как правило, у большинства детей с аутизмом желудочки мозга сильно увеличены. У некоторых малышей отмечается опасная гипоплазия червя мозжечка, а также можно у них обнаружить различные аномалии ядер немаловажного ствола мозга.

Кроме того, проводят параллель между аутизмом и некоторыми заболеваниями:

  • Перенесённая во время беременности краснуха.

  • ДЦП.

  • Туберозный склероз.

  • Женщины с ожирением чаще рожают детей с аутизмом, чем женщины с нормальной массой тела.

  • Мутации хромосом.

Эти патологии способны негативным образом отразиться на развитии головного мозга ребёнка и привести к возникновению аутизма.


Особенности восприятия мира ребёнком с аутизмом

Собрать целостную картину мира в своей голове ребёнок не может. Человека он видит как не связанные конечности, руки, рот и прочие части тела. Не может ребёнок понять одушевленный перед ним находится предмет или нет. Все раздражители, поступающие из внешней среды, вызывают у малыша дискомфорт. Это касается света, звука, тактильного контакта. Поэтому ребёнок уходит в свой собственный мир, внутрь себя.


Признаки аутизма у ребёнка

Учёные выделили 4 основных признака, которые характеризуют аутизм, как заболевание:

  1. Нарушение социального поведения.

  2. Нарушение коммуникативной сферы.

  3. Стереотипное поведение.

  4. Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет.

Признаки аутизма у ребёнка

Нарушение социального поведения

Нарушение социального поведения

Нарушение социального взаимодействия проявляется следующими симптомами:

  • Ребенок избегает контакта «глаза в глаза». Его взгляд направлен как бы сквозь человека.

  • Мимика ребёнка не выразительная, не соответствует ситуации. Ребенок не смеется, когда его пытаются рассмешить, но может заливаться смехом без причины. Лицо ребёнка напоминает маску, время от времени его искажают гримасы.

  • Ребенок редко пользуется жестами. Он применяет жестикуляцию только для того, чтобы указать на собственные потребности. Здоровые дети пытаются привлечь внимание родителей к интересным объектам, указывая на них. Аутисты этого не делают.

  • Эмоции других людей ребёнок понять не может. Здоровые дети умеют определять эмоции человека по его взгляду, выражению лица, глазам. Дети с аутизмом такой способностью не обладают.

  • Ребенок не проявляет интереса к сверстникам. Он не принимает участие в их играх, он стремиться остаться один, так как погружен в свой мир. Других детей аутисты не воспринимают, приравнивая их к неживым объектам.

  • Сложности с воображением и распределением социальных ролей. Здоровые дети могут укладывать куклу спать, завозят игрушечную машинку в гараж. Дети с аутизмом не воспринимают игрушку как цельный объект. Они могут в течение нескольких часов просто крутить колесо машины.

  • Ребенок не отвечает на эмоциональные проявления близких родственников. Долгое время считалось, что аутисты вовсе не испытывают эмоциональной привязанности к матери и отцу. Однако последние исследования позволили установить, что уход мамы всё-таки вызывает у них определённое беспокойство. Однако когда она рядом, ребёнок не будет проявлять к ней какие-либо эмоции. Он не будет плакать или звать мать после её ухода, но тревожность у него в такие моменты повышается. Однако каких-либо действий вернуть её он не предпримет. Определить, что он что-то чувствует не удастся.

Нарушение коммуникативной сферы

Нарушение коммуникативной сферы

Нарушение коммуникативной сферы проявляется следующими симптомами:

  • Речевое развитие ребёнка затруднено, иногда речь отсутствует долгое время. Если заболевание имеет тяжёлое течение, то речью дети так и не овладевают. Они используют несколько слов, которые призваны обозначить их нужды. Ребенок может попроситься спать или указать на то, что он голоден. У других детей речевые навыки имеются, но осмысленными такие фразы назвать сложно. В течение долгого времени дети могут повторять один и тот же набор слов, которые лишены смысла. Про себя дети говорят в третьем лице, например, «Маша хочет спать».

  • Речь аномальная. Она характеризуется эхолалиями и повторами. Например, взрослый спрашивает у него: «Ты будешь спать?». На что ребёнок отвечает: «Ты будешь спать?». Речь может быть слишком громкой или слишком тихой. Он не отзывается на своё имя. В жизни каждого здорового ребёнка наступает так называемый «период вопросов». Аутисты через этот период либо не проходят вовсе, либо он наступает у них поздно. Они не интересуются у родителей по поводу устройства окружающего мира. Дети могут задавать взрослым вопросы, но они лишены практического смысла, часто повторяются.

Стереотипное поведение

Стереотипное поведение

Признаки, характеризующие стереотипное поведение:

  • Ребенок долгое время может выполнять одно и то же действие, например, раскладывать детали конструктора по цветам, заниматься строительством башни. Перестроить его на другой вид деятельности проблематично.

  • Строгое выполнение режимных моментов. Ребенок с аутизмом будет чувствовать себя комфортно только в привычной ему обстановке. Изменение распорядка дня, уход с привычного маршрута следования, перестановка мебели или вещей в комнате – всё это может стать причиной усиления замкнутости или агрессии.

  • Повтор движений, которые не имеют смысла. Если ребёнок чего-то испугался или попал в непривычную для него ситуацию, он начнёт самостоятельно себя стимулировать. Это может выражаться в щелчках пальцами, в хлопанье ладонями и в других однотипных движениях.

Малышей часто преследуют страхи, навязчивые движения. Если ребёнок испугался, то он становится агрессивным. Причём это чувство проявляется как в отношении окружающих людей, так и к самому себе.

Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет

Аутизм проявляется в раннем возрасте. Ещё до первого дня рождения родители могут заметить, что их ребёнок не улыбается, не реагирует на своё имя, ведёт себя странно. Дети не такие подвижные, как их сверстники, дают неадекватную реакцию в различных ситуациях.


На заметку родителям

На заметку родителям

Заметив, что чужой малыш устраивает истерику, не нужно проявлять выраженное недоумение. Вполне вероятно, что ребёнок страдает аутизмом. Вести себя в таких ситуациях нужно тактично.

Советы родителям:

  • Нужно предложить свою помощь и попытаться ободрить родителей особенного ребёнка.

  • Все предметы, которые окружают детей с аутизмом, должны быть безопасными.

  • Нужно оставаться максимально спокойным.

  • Родители больных детей не должны сталкиваться с недоумением окружающих людей, нужно проявить по отношению к ним сочувствие и внимание.

  • Не следует подвергать критике ни родителей, ни детей.

  • Не стоит смотреть на ребёнка в истерике пристально.

  • Не следует поднимать шум и привлекать к малышу внимание посторонних людей.

  • Не следует грубить родителям больного ребёнка.


Умственное развитие детей с аутизмом

Умственное развитие детей

У подавляющей части детей с аутизмом интеллект развит слабо. Умственная отсталость варьируется от лёгкой до умеренной степени. Это связано с дефектами в развитии головного мозга. Кроме того, аутистам сложно даётся обучение. Глубокая умственная отсталость наблюдается в том случае, когда аутизм сочетается с другими патологиями: с эпилепсией, микроцефалией, хромосомными мутациями. Если аутизм имеет лёгкое течение, то интеллект ребёнка остаётся в норме, либо может быть выше среднего.

Ребенок может хорошо считать, рисовать, музицировать, но в других сферах от своих сверстников он часто отстает. Это является особенностью его интеллектуального развития, которое отличается избирательностью.

Одаренность аутиста в определённом направлении деятельности носит название савантизма. Такие дети могут повторить сложнейшую мелодию на скрипке, услышав её один раз, либо нарисовать картину, передав все полутона, хотя видел он её однократно. Часто такие дети в уме складывают или умножают многозначные цифры.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это разновидность аутизма, которая характеризуется лёгким течением болезни. Проявляется она в старшем возрасте.

Особенности синдрома Аспергера:

  • Первые проявления болезни будут замечены в возрасте 7-10 лет.

  • Интеллект ребёнка развит нормально.

  • Речь ребёнка развита, но её интонация и громкость может быть нарушена.

  • Часто человек зациклен на каком-то действии или занятии. Он может рассказывать собеседнику историю, которая ему не интересна. При этом реакция слушателя его не волнует.

  • Движения больного кажутся неловкими, а позы странными.

  • Человек не может приходить к компромиссу, он не умеет договариваться. Такие люди эгоцентричны.

Люди с синдром Аспергера хорошо учатся, с успехом заканчивают не только средние, но и высшие образовательные учреждения. Они заводят семьи, но для этого им нужна поддержка близких людей и участие родителей в воспитании.

Синдром Аспергера

Синдром Ретта

Синдром Ретта

Это заболевание развивается только у девочек. Оно имеет генетическую основу, так как при нём происходит нарушение в Х-хромосоме. Если подобные мутации возникают у плода мужского пола, то он погибает ещё в утробе матери. Болезнь встречается у одного ребёнка на 10000.

Аутизм глубокий, девочка будет полностью погружена в себя. Прочие симптомы нарушения:

  • В возрасте до 1,5 лет (иногда до полугода) развитие ребёнка нарушено незначительно.

  • После полугода – 1,5 года наблюдается замедление темпов роста головы.

  • Ребенок утрачивает сформированные ранее рефлексы навыки, не может целенаправленно двигать руками.

  • Ребенок выполняет однообразные движения верхними конечностями, которые могут напоминать умывание или рукопожатие.

  • Двигательная активность ребёнка снижена, координация нарушена.

  • Речевые навыки пропадают.

У таких детей часто диагностируется недоразвитость головного мозга и эпилепсия. Прогноз неблагоприятный, справиться двигательными расстройствами сложно.


Диагностика аутизма

Диагностика аутизма

Чаще всего ненормальное поведение ребёнка первыми замечают родители. Быстрее всего это происходит в тех семьях, в которых уже есть дети и имеется возможность сравнения. Чем раньше будут замечены нарушения, тем лучше. Это позволит начать лечение с привлечением профессионалов. В дальнейшем ребёнок с аутизмом легче войдет в социум, у него появится больше шансов стать полноценным членом общества.

Существуют специализированные тесты, которые позволяют выявить детей с аутизмом. Их должны пройти родители. Также врач изучает поведение ребёнка в привычной для него среде.

Тестирование проводят с использованием следующих методик:

  • ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

  • ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма.

  • CARS – шкала рейтинга детского аутизма.

  • ABC – поведенческий опросник для диагностики аутизма.

  • ATEC – контрольный список оценки показателей аутизма.

  • CHAT – опросник по аутизму у маленьких детей.

Кроме того, существуют инструментальные методики обследования, которые позволяют уточнить диагноз:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга.

  • Электроэнцефалография, позволяющая исключить очаги эпилептической активности.

  • Проверка слуха у сурдолога. Это исследование позволит исключить тугоухость, как причину нарушения речи.

Чтобы научиться правильно воспринимать поведение ребёнка с аутизмом, родители должны понимать, что с ним происходит. В этом поможет представленная в таблице информация.

Как воспринимает поведение ребёнка взрослый

На самом деле это не…

Объяснение поведения ребёнка

  • Рассеянность

  • Неорганизованность

  • Проблемы с памятью

  • Лень

  • Попытка управлять взрослым человеком

  • Непослушание

  • Отказ от выполнения прямых обязанностей

  • Он не может понять, что хочет от него другой человек

  • Ребенок пытается отрегулировать сенсорные системы

  • Ребенок своеобразно реагирует на смену обстановки или другой стрессовый фактор

  • Ребенок находится в состоянии тревоги

  • Противность переменам

  • Приоритет однообразным действиям

  • Расстройство при любых переменах

  • Повторение действий

  • Своеволие

  • Ригидность

  • Пассивность

  • Нежелание идти на контакт

  • Ребенок не понимает, как ему выполнить указания другого человека

  • Ребенок пытается не нарушить порядок и сохранить предсказуемость

  • Ребенок не может оценить ситуацию со стороны

  • Импульсивность

  • Неподчинение инструкции

  • Своим поведением ребёнок мешает другим людям

  • Провоцирование других людей

  • Непослушание

  • Эгоистичность

  • Попытка привлечь к себе внимание

  • Ребенок не может разграничить общие и абстрактные понятия

  • Информация до него доходит с трудом

  • Ребенок избегает определённых звуковых и световых раздражителей

  • Ребенок не смотрит в глаза

  • Ребенок трогает другие предметы и крутит их

  • Ребенок нюхает другие предметы

  • Погрешности в воспитании, которые отразились на поведении ребёнка

  • Непослушание

  • Головной мозг воспринимает сигналы извне не так, как у здоровых людей

  • У ребёнка имеются сенсорные нарушения

  • Звуковая, зрительная и обонятельная чувствительность у малыша повышена


Лечение аутизма

Лечение аутизма

Аутизм является неизлечимой болезнью. Не создано такого препарата, выпив который ребёнок бы выздоровел. Чтобы больной мог социализироваться, требуется каждый день заниматься с ним, создавать вокруг ребёнка особые условия. Только так можно добиться определённых успехов. Семья должна плотно взаимодействовать с педагогами и психологами.

Основные направления, которые реализуются при лечении аутизма:

  • Аутизм – это особенность ребёнка. Он не сможет воспринимать информацию так же, как и большинство людей.

  • Нужно создать для ребёнка такие условия, в которых он сможет комфортно развиваться, жить и учиться. Обстановка не должна пугать его или заставлять уходить в себя.

  • С ребёнком должен работать психолог, педагог, логопед и другие узкие специалисты.

Шаги, которые нужно предпринимать последовательно:

  • Нужно направить усилия на формирование тех навыков, которые у ребёнка отсутствуют. Если он не может устанавливать контакты, то необходимо учить его делать это, если у него страдает речь, то следует корректировать её.

  • Следует направить усилия на борьбу с такими проявлениями, как: агрессия, зацикленность, страхи, самоагрессия, уход в себя.

  • Ребенка нужно учить наблюдать за другими людьми и подражать им.

  • Ребенка нужно учить играть, принимать на себя социальные роли.

  • Следует направить усилия на то, чтобы научить малыша идти на контакт с другими людьми.

Коррекция поведения ребёнка базируется на бихевиоризме. Это отдельное направление психологии. В лечении детей с аутизмом применима АВА-терапия. При этом нужно наблюдать за поведением и реакциями малыша. После чего подбираются определённые стимулы. Всё зависит от предпочтений конкретного ребёнка. Это может быть музыка, еда, звуки и пр. Все положительные реакции, которые даёт ребёнок, нужно поощрять. Это позволяет установить контакт, а также предупредить нежелательные реакции в виде истерических припадков и агрессии.

Занятия с логопедом – это обязательное направление в работе с аутистами. Каждый больной ребёнок имеет определённые проблемы с речью, поэтому без помощи специалиста обойтись не удастся. Он учит его следить за своей интонацией, правильно произносить звуки, занимается подготовкой к школе.

Обязательно нужно учить ребёнка навыкам самообслуживания и социализации. Дети с аутизмом не имеют мотивации для общения с другими людьми, не хотят контактировать с детьми, играть с ними. Они не увлекаются какими-то видами деятельности, им сложно даётся выполнение гигиенических навыков. Чтобы привить их, педагоги рекомендуют использовать карточки. На них подробно расписаны инструкции к действию и их последовательность: подъём с постели, чистка зубов, причесывание и пр.

Лекарственные препараты для лечения аутизма не используют. Их применяют только в тех случаях, когда деструктивное поведение ребёнка становится преградой для его полноценного развития. Нужно помнить о том, что истерики и даже стереотипные действия – всё это попытка общения с миром. Плохо, если ребёнок не проявляет себя никак: сидит целый день на одном месте и крутит колесо машинки. Психотропные и успокоительные средства нужно давать аутистам только после согласования с доктором.

Существует мнение, что справиться с аутизмом позволяет безглютеновая диета, но научного подтверждения эта теория не получила.

Родителям, которые озабочены здоровьем своего малыша нередко приходится сталкиваться с шарлатанами. Они предлагают лечение стволовыми клетками, микрополяризацией, ноотропными препаратами. Однако такая терапия может быть опасной для ребёнка с аутизмом и нанести вред его здоровью.


Нарушения, которые напоминают аутизм

Синдром дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот синдром часто путают с аутизмом. Есть мнение, что он в той или иной степени проявляется у каждого 3 ребёнка. Дети с СДВГ отличаются неусидчивостью, им сложно даётся обучение, они с трудом концентрируют внимание, очень подвижны. Некоторые взрослые тоже страдают от этого синдрома. Он проявляется в трудностях с запоминанием дат, событий. Таким людям сложно принимать взвешенные решения. Диагностировать подобное нарушение нужно как можно раньше. Таким пациентам назначают психостимуляторы и седативные препараты. Хороший эффект дают занятия с психологом.

  • Тугоухость. Если ребёнок плохо слышит, то это обязательно отражается на его речевом развитии. Дети могут не отзываться на своё имя, они не выполняют просьбы взрослых, могут показаться избалованными и непослушными. Такие симптомы напоминают аутизм, поэтому так важно проверять слух малышей с подобными нарушениями. Справиться с тугоухостью можно благодаря использованию слуховых аппаратов. Их применение позволяет скорректировать все имеющиеся отклонения в развитии.

  • Шизофрения. В прошлые годы аутизм считали проявлением шизофрении. Современная наука имеет веские основания утверждать, что это два разных заболевания, которые друг к другу не имеют никакого отношения. Шизофрения проявляется в старшем возрасте. У детей младше 5-7 лет это заболевание никогда не диагностируется. Болезнь развивается плавно. Взрослые отмечают у ребёнка немотивированные страхи, он становится навязчивым, может замыкаться в себе, разговаривать сам с собой. Затем появляются такие признаки болезни, как бредовые мысли и галлюцинации. Шизофрения сопровождается непродолжительными ремиссиями с дальнейшим ухудшением болезни. Лечение сводится к приёму лекарственных средств. Ведут таких пациентов психиатры.

Аутизм не следует воспринимать, как приговор. Причины развития болезни неизвестны. Нет возможности точно описать, как именно воспринимает мир больной ребёнок. Однако достоверно установлено, что раннее начало лечения и грамотная его организация позволяет вести таким детям нормальный образ жизни, учиться, трудиться и создавать семьи. Главное для ребёнка с аутизмом – это поддержка родителей.

Соков Андрей Владимирович

Автор статьи: | Невролог

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».
Наши авторы
Другие статьи по данной теме:
Комментарии
оксана 2015-06-08
Так значит дети с аутизмом обучаемы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ