Главная » Список болезней » Аутизм


Аутизм: первые признаки, диагностика и лечение



Аутизм – это диагноз, который звучит пугающе для любого родителя. Заболевание является довольно распространенным. Патология психики ярко проявляется в раннем возрасте. В этом случае говорят о раннем детском аутизме. Больных детей изолируют от общества, они посещают специализированные образовательные учреждения.

Содержание статьи:


Аутизм – что это за болезнь?

Аутизм – это расстройство развития с дефицитом сферы общения и эмоций. Человек с этим заболеванием как бы находится внутри самого себя. Он не направляет свою речь, жесты, энергию на других людей. Социального смысла его действия не несут. Заболевание диагностируется у детей 3-5 лет. Редко аутизм впервые выявляют у подростков и у взрослых людей. Если такое случается, то это значит, что заболевание имеет очень легкое течение.


Причины аутизма у детей

Причины аутизма у детей

Обычно в большинстве случаев представленного заболевания, оно никак не связано с серьезными поражениями головного мозга. В некоторых случаях аутизм возникает из-за врожденной краснухи, а также на фоне фенилкетонурии, цитомегаловирусной инфекции или опасного синдрома хрупкой Х-хромосомы. Также обнаружены серьезные свидетельства, которые полностью подтверждают немаловажную роль генетических изменений в развитии заболевания.

Доказано, что у родителей, имеющих ребенка с аутистическим расстройством, риск рождения последующего ребенка с похожими проблемами в развитии выше обычного примерно в 50-70 раз. У особенных монозиготных близнецов конкордантность данного синдрома не менее высока.

Многочисленные исследования, которые проводились среди семей пациентов с аутизмом, позволяют предположить, что потенциальными мишенями являются несколько областей генов. К ним относят рецепторы нейротрансмиттеров, связанные с особым кодированием и немаловажным структурным контролем нервной системы. Роль внешних факторов, таких как вакцинация и всевозможные диеты, специалистами на сегодняшний день не доказана. Во многом основой патогенеза аутистических расстройств являются нарушения функций и структуры головного мозга.

Как правило, у большинства детей с аутизмом желудочки мозга сильно увеличены. У некоторых малышей отмечается опасная гипоплазия червя мозжечка, а также можно у них обнаружить различные аномалии ядер немаловажного ствола мозга.

Кроме того, проводят параллель между аутизмом и некоторыми заболеваниями:

  • Перенесенная во время беременности краснуха.

  • ДЦП.

  • Туберозный склероз.

  • Женщины с ожирением чаще рожают детей с аутизмом, чем женщины с нормальной массой тела.

  • Мутации хромосом.

Эти патологии способны негативным образом отразиться на развитии головного мозга ребенка и привести к возникновению аутизма.


Особенности восприятия мира ребенком с аутизмом

Собрать целостную картину мира в своей голове ребенок не может. Человека он видит как не связанные конечности, руки, рот и прочие части тела. Не может ребенок понять одушевленный перед ним находится предмет или нет. Все раздражители, поступающие из внешней среды, вызывают у малыша дискомфорт. Это касается света, звука, тактильного контакта. Поэтому ребенок уходит в свой собственный мир, внутрь себя.


Признаки аутизма у ребенка

Ученые выделили 4 основных признака, которые характеризуют аутизм, как заболевание:

  1. Нарушение социального поведения.

  2. Нарушение коммуникативной сферы.

  3. Стереотипное поведение.

  4. Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет.

Признаки аутизма у ребенка

Нарушение социального поведения

Нарушение социального поведения

Нарушение социального взаимодействия проявляется следующими симптомами:

  • Ребенок избегает контакта «глаза в глаза». Его взгляд направлен как бы сквозь человека.

  • Мимика ребенка не выразительная, не соответствует ситуации. Ребенок не смеется, когда его пытаются рассмешить, но может заливаться смехом без причины. Лицо ребенка напоминает маску, время от времени его искажают гримасы.

  • Ребенок редко пользуется жестами. Он применяет жестикуляцию только для того, чтобы указать на собственные потребности. Здоровые дети пытаются привлечь внимание родителей к интересным объектам, указывая на них. Аутисты этого не делают.

  • Эмоции других людей ребенок понять не может. Здоровые дети умеют определять эмоции человека по его взгляду, выражению лица, глазам. Дети с аутизмом такой способностью не обладают.

  • Ребенок не проявляет интереса к сверстникам. Он не принимает участие в их играх, он стремиться остаться один, так как погружен в свой мир. Других детей аутисты не воспринимают, приравнивая их к неживым объектам.

  • Сложности с воображением и распределением социальных ролей. Здоровые дети могут укладывать куклу спать, завозят игрушечную машинку в гараж. Дети с аутизмом не воспринимают игрушку как цельный объект. Они могут в течение нескольких часов просто крутить колесо машины.

  • Ребенок не отвечает на эмоциональные проявления близких родственников. Долгое время считалось, что аутисты вовсе не испытывают эмоциональной привязанности к матери и отцу. Однако последние исследования позволили установить, что уход мамы все-таки вызывает у них определенное беспокойство. Однако когда она рядом, ребенок не будет проявлять к ней какие-либо эмоции. Он не будет плакать или звать мать после ее ухода, но тревожность у него в такие моменты повышается. Однако каких-либо действий вернуть ее он не предпримет. Определить, что он что-то чувствует не удастся.

Нарушение коммуникативной сферы

Нарушение коммуникативной сферы

Нарушение коммуникативной сферы проявляется следующими симптомами:

  • Речевое развитие ребенка затруднено, иногда речь отсутствует долгое время. Если заболевание имеет тяжелое течение, то речью дети так и не овладевают. Они используют несколько слов, которые призваны обозначить их нужды. Ребенок может попроситься спать или указать на то, что он голоден. У других детей речевые навыки имеются, но осмысленными такие фразы назвать сложно. В течение долгого времени дети могут повторять один и тот же набор слов, которые лишены смысла. Про себя дети говорят в третьем лице, например, «Маша хочет спать».

  • Речь аномальная. Она характеризуется эхолалиями и повторами. Например, взрослый спрашивает у него: «Ты будешь спать?». На что ребенок отвечает: «Ты будешь спать?». Речь может быть слишком громкой или слишком тихой. Он не отзывается на свое имя. В жизни каждого здорового ребенка наступает так называемый «период вопросов». Аутисты через этот период либо не проходят вовсе, либо он наступает у них поздно. Они не интересуются у родителей по поводу устройства окружающего мира. Дети могут задавать взрослым вопросы, но они лишены практического смысла, часто повторяются.

Стереотипное поведение

Стереотипное поведение

Признаки, характеризующие стереотипное поведение:

  • Ребенок долгое время может выполнять одно и то же действие, например, раскладывать детали конструктора по цветам, заниматься строительством башни. Перестроить его на другой вид деятельности проблематично.

  • Строгое выполнение режимных моментов. Ребенок с аутизмом будет чувствовать себя комфортно только в привычной ему обстановке. Изменение распорядка дня, уход с привычного маршрута следования, перестановка мебели или вещей в комнате – все это может стать причиной усиления замкнутости или агрессии.

  • Повтор движений, которые не имеют смысла. Если ребенок чего-то испугался или попал в непривычную для него ситуацию, он начнет самостоятельно себя стимулировать. Это может выражаться в щелчках пальцами, в хлопанье ладонями и в других однотипных движениях.

Малышей часто преследуют страхи, навязчивые движения. Если ребенок испугался, то он становится агрессивным. Причем это чувство проявляется как в отношении окружающих людей, так и к самому себе.

Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет

Аутизм проявляется в раннем возрасте. Еще до первого дня рождения родители могут заметить, что их ребенок не улыбается, не реагирует на свое имя, ведет себя странно. Дети не такие подвижные, как их сверстники, дают неадекватную реакцию в различных ситуациях.


На заметку родителям

На заметку родителям

Заметив, что чужой малыш устраивает истерику, не нужно проявлять выраженное недоумение. Вполне вероятно, что ребенок страдает аутизмом. Вести себя в таких ситуациях нужно тактично.

Советы родителям:

  • Нужно предложить свою помощь и попытаться ободрить родителей особенного ребенка.

  • Все предметы, которые окружают детей с аутизмом, должны быть безопасными.

  • Нужно оставаться максимально спокойным.

  • Родители больных детей не должны сталкиваться с недоумением окружающих людей, нужно проявить по отношению к ним сочувствие и внимание.

  • Не следует подвергать критике ни родителей, ни детей.

  • Не стоит смотреть на ребенка в истерике пристально.

  • Не следует поднимать шум и привлекать к малышу внимание посторонних людей.

  • Не следует грубить родителям больного ребенка.


Умственное развитие детей с аутизмом

Умственное развитие детей

У подавляющей части детей с аутизмом интеллект развит слабо. Умственная отсталость варьируется от легкой до умеренной степени. Это связано с дефектами в развитии головного мозга. Кроме того, аутистам сложно дается обучение. Глубокая умственная отсталость наблюдается в том случае, когда аутизм сочетается с другими патологиями: с эпилепсией, микроцефалией, хромосомными мутациями. Если аутизм имеет легкое течение, то интеллект ребенка остается в норме, либо может быть выше среднего.

Ребенок может хорошо считать, рисовать, музицировать, но в других сферах от своих сверстников он часто отстает. Это является особенностью его интеллектуального развития, которое отличается избирательностью.

Одаренность аутиста в определенном направлении деятельности носит название савантизма. Такие дети могут повторить сложнейшую мелодию на скрипке, услышав ее один раз, либо нарисовать картину, передав все полутона, хотя видел он ее однократно. Часто такие дети в уме складывают или умножают многозначные цифры.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это разновидность аутизма, которая характеризуется легким течением болезни. Проявляется она в старшем возрасте.

Особенности синдрома Аспергера:

  • Первые проявления болезни будут замечены в возрасте 7-10 лет.

  • Интеллект ребенка развит нормально.

  • Речь ребенка развита, но ее интонация и громкость может быть нарушена.

  • Часто человек зациклен на каком-то действии или занятии. Он может рассказывать собеседнику историю, которая ему не интересна. При этом реакция слушателя его не волнует.

  • Движения больного кажутся неловкими, а позы странными.

  • Человек не может приходить к компромиссу, он не умеет договариваться. Такие люди эгоцентричны.

Люди с синдром Аспергера хорошо учатся, с успехом заканчивают не только средние, но и высшие образовательные учреждения. Они заводят семьи, но для этого им нужна поддержка близких людей и участие родителей в воспитании.

Синдром Аспергера

Синдром Ретта

Синдром Ретта

Это заболевание развивается только у девочек. Оно имеет генетическую основу, так как при нем происходит нарушение в Х-хромосоме. Если подобные мутации возникают у плода мужского пола, то он погибает еще в утробе матери. Болезнь встречается у одного ребенка на 10000.

Аутизм глубокий, девочка будет полностью погружена в себя. Прочие симптомы нарушения:

  • В возрасте до 1,5 лет (иногда до полугода) развитие ребенка нарушено незначительно.

  • После полугода – 1,5 года наблюдается замедление темпов роста головы.

  • Ребенок утрачивает сформированные ранее рефлексы навыки, не может целенаправленно двигать руками.

  • Ребенок выполняет однообразные движения верхними конечностями, которые могут напоминать умывание или рукопожатие.

  • Двигательная активность ребенка снижена, координация нарушена.

  • Речевые навыки пропадают.

У таких детей часто диагностируется недоразвитость головного мозга и эпилепсия. Прогноз неблагоприятный, справиться двигательными расстройствами сложно.


Диагностика аутизма

Диагностика аутизма

Чаще всего ненормальное поведение ребенка первыми замечают родители. Быстрее всего это происходит в тех семьях, в которых уже есть дети и имеется возможность сравнения. Чем раньше будут замечены нарушения, тем лучше. Это позволит начать лечение с привлечением профессионалов. В дальнейшем ребенок с аутизмом легче войдет в социум, у него появится больше шансов стать полноценным членом общества.

Существуют специализированные тесты, которые позволяют выявить детей с аутизмом. Их должны пройти родители. Также врач изучает поведение ребенка в привычной для него среде.

Тестирование проводят с использованием следующих методик:

  • ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

  • ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма.

  • CARS – шкала рейтинга детского аутизма.

  • ABC – поведенческий опросник для диагностики аутизма.

  • ATEC – контрольный список оценки показателей аутизма.

  • CHAT – опросник по аутизму у маленьких детей.

Кроме того, существуют инструментальные методики обследования, которые позволяют уточнить диагноз:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга.

  • Электроэнцефалография, позволяющая исключить очаги эпилептической активности.

  • Проверка слуха у сурдолога. Это исследование позволит исключить тугоухость, как причину нарушения речи.

Чтобы научиться правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом, родители должны понимать, что с ним происходит. В этом поможет представленная в таблице информация.

Как воспринимает поведение ребенка взрослый

На самом деле это не…

Объяснение поведения ребенка

  • Рассеянность

  • Неорганизованность

  • Проблемы с памятью

  • Лень

  • Попытка управлять взрослым человеком

  • Непослушание

  • Отказ от выполнения прямых обязанностей

  • Он не может понять, что хочет от него другой человек

  • Ребенок пытается отрегулировать сенсорные системы

  • Ребенок своеобразно реагирует на смену обстановки или другой стрессовый фактор

  • Ребенок находится в состоянии тревоги

  • Противность переменам

  • Приоритет однообразным действиям

  • Расстройство при любых переменах

  • Повторение действий

  • Своеволие

  • Ригидность

  • Пассивность

  • Нежелание идти на контакт

  • Ребенок не понимает, как ему выполнить указания другого человека

  • Ребенок пытается не нарушить порядок и сохранить предсказуемость

  • Ребенок не может оценить ситуацию со стороны

  • Импульсивность

  • Неподчинение инструкции

  • Своим поведением ребенок мешает другим людям

  • Провоцирование других людей

  • Непослушание

  • Эгоистичность

  • Попытка привлечь к себе внимание

  • Ребенок не может разграничить общие и абстрактные понятия

  • Информация до него доходит с трудом

  • Ребенок избегает определенных звуковых и световых раздражителей

  • Ребенок не смотрит в глаза

  • Ребенок трогает другие предметы и крутит их

  • Ребенок нюхает другие предметы

  • Погрешности в воспитании, которые отразились на поведении ребенка

  • Непослушание

  • Головной мозг воспринимает сигналы извне не так, как у здоровых людей

  • У ребенка имеются сенсорные нарушения

  • Звуковая, зрительная и обонятельная чувствительность у малыша повышена


Лечение аутизма

Лечение аутизма

Аутизм является неизлечимой болезнью. Не создано такого препарата, выпив который ребенок бы выздоровел. Чтобы больной мог социализироваться, требуется каждый день заниматься с ним, создавать вокруг ребенка особые условия. Только так можно добиться определенных успехов. Семья должна плотно взаимодействовать с педагогами и психологами.

Основные направления, которые реализуются при лечении аутизма:

  • Аутизм – это особенность ребенка. Он не сможет воспринимать информацию так же, как и большинство людей.

  • Нужно создать для ребенка такие условия, в которых он сможет комфортно развиваться, жить и учиться. Обстановка не должна пугать его или заставлять уходить в себя.

  • С ребенком должен работать психолог, педагог, логопед и другие узкие специалисты.

Шаги, которые нужно предпринимать последовательно:

  • Нужно направить усилия на формирование тех навыков, которые у ребенка отсутствуют. Если он не может устанавливать контакты, то необходимо учить его делать это, если у него страдает речь, то следует корректировать ее.

  • Следует направить усилия на борьбу с такими проявлениями, как: агрессия, зацикленность, страхи, самоагрессия, уход в себя.

  • Ребенка нужно учить наблюдать за другими людьми и подражать им.

  • Ребенка нужно учить играть, принимать на себя социальные роли.

  • Следует направить усилия на то, чтобы научить малыша идти на контакт с другими людьми.

Коррекция поведения ребенка базируется на бихевиоризме. Это отдельное направление психологии. В лечении детей с аутизмом применима АВА-терапия. При этом нужно наблюдать за поведением и реакциями малыша. После чего подбираются определенные стимулы. Все зависит от предпочтений конкретного ребенка. Это может быть музыка, еда, звуки и пр. Все положительные реакции, которые дает ребенок, нужно поощрять. Это позволяет установить контакт, а также предупредить нежелательные реакции в виде истерических припадков и агрессии.

Занятия с логопедом – это обязательное направление в работе с аутистами. Каждый больной ребенок имеет определенные проблемы с речью, поэтому без помощи специалиста обойтись не удастся. Он учит его следить за своей интонацией, правильно произносить звуки, занимается подготовкой к школе.

Обязательно нужно учить ребенка навыкам самообслуживания и социализации. Дети с аутизмом не имеют мотивации для общения с другими людьми, не хотят контактировать с детьми, играть с ними. Они не увлекаются какими-то видами деятельности, им сложно дается выполнение гигиенических навыков. Чтобы привить их, педагоги рекомендуют использовать карточки. На них подробно расписаны инструкции к действию и их последовательность: подъем с постели, чистка зубов, причесывание и пр.

Лекарственные препараты для лечения аутизма не используют. Их применяют только в тех случаях, когда деструктивное поведение ребенка становится преградой для его полноценного развития. Нужно помнить о том, что истерики и даже стереотипные действия – все это попытка общения с миром. Плохо, если ребенок не проявляет себя никак: сидит целый день на одном месте и крутит колесо машинки. Психотропные и успокоительные средства нужно давать аутистам только после согласования с доктором.

Существует мнение, что справиться с аутизмом позволяет безглютеновая диета, но научного подтверждения эта теория не получила.

Родителям, которые озабочены здоровьем своего малыша нередко приходится сталкиваться с шарлатанами. Они предлагают лечение стволовыми клетками, микрополяризацией, ноотропными препаратами. Однако такая терапия может быть опасной для ребенка с аутизмом и нанести вред его здоровью.


Нарушения, которые напоминают аутизм

Синдром дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот синдром часто путают с аутизмом. Есть мнение, что он в той или иной степени проявляется у каждого 3 ребенка. Дети с СДВГ отличаются неусидчивостью, им сложно дается обучение, они с трудом концентрируют внимание, очень подвижны. Некоторые взрослые тоже страдают от этого синдрома. Он проявляется в трудностях с запоминанием дат, событий. Таким людям сложно принимать взвешенные решения. Диагностировать подобное нарушение нужно как можно раньше. Таким пациентам назначают психостимуляторы и седативные препараты. Хороший эффект дают занятия с психологом.

  • Тугоухость. Если ребенок плохо слышит, то это обязательно отражается на его речевом развитии. Дети могут не отзываться на свое имя, они не выполняют просьбы взрослых, могут показаться избалованными и непослушными. Такие симптомы напоминают аутизм, поэтому так важно проверять слух малышей с подобными нарушениями. Справиться с тугоухостью можно благодаря использованию слуховых аппаратов. Их применение позволяет скорректировать все имеющиеся отклонения в развитии.

  • Шизофрения. В прошлые годы аутизм считали проявлением шизофрении. Современная наука имеет веские основания утверждать, что это два разных заболевания, которые друг к другу не имеют никакого отношения. Шизофрения проявляется в старшем возрасте. У детей младше 5-7 лет это заболевание никогда не диагностируется. Болезнь развивается плавно. Взрослые отмечают у ребенка немотивированные страхи, он становится навязчивым, может замыкаться в себе, разговаривать сам с собой. Затем появляются такие признаки болезни, как бредовые мысли и галлюцинации. Шизофрения сопровождается непродолжительными ремиссиями с дальнейшим ухудшением болезни. Лечение сводится к приему лекарственных средств. Ведут таких пациентов психиатры.

Аутизм не следует воспринимать, как приговор. Причины развития болезни неизвестны. Нет возможности точно описать, как именно воспринимает мир больной ребенок. Однако достоверно установлено, что раннее начало лечения и грамотная его организация позволяет вести таким детям нормальный образ жизни, учиться, трудиться и создавать семьи. Главное для ребенка с аутизмом – это поддержка родителей.


Автор статьи:

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».

Другие врачи


Задать свой вопрос

Читайте также:

ДЦП - причины, симптомы, признаки и диагностика

Детский церебральный паралич представляет собой целую группу детских заболеваний с патологиями центральной нервной системы, нарушением координации речи, движения, задержкой в интеллектуальном развитии, дисфункцией мышечной и двигательной систем.


Шизофрения у детей

Ученым до сих пор не удалось выявить точные причины, которые способствуют развитию болезни как в детском, так и во взрослом возрасте. Наиболее вероятными теориями происхождения детской шизофрении принято считать наследственную теорию и нейротрансмиттерные гипотезы.


Синдром Туретта

Синдром Туретта – расстройство, имеющее нервно-психическую природу и проявляющееся в неконтролируемых двигательных и звуковых тиках. Заболевание манифестирует в детском возрасте, его симптомы в виде разнообразных нарушений поведения не поддаются контролю со стороны больного.



Популярные новости:

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Прежде чем задать вопрос, прочтите уже имеющиеся комментарии, возможно там есть ответ на ваш вопрос!


Комментарии и отзывы:
оксана 2015-06-08
Так значит дети с аутизмом обучаемы
Реклама

Позвоните и запишитесь на прием к опытному врачу:
8 (499) 519-32-46
Москва
8 (812) 243-12-94
Санкт-Петербург
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Наш оператор подберет для Вас квалифицированного врача и ближайшую клинику к вашему дому или месту работы
Другие города

Сервисы
×