Главная » Список болезней » Синдромы » Синдром Аспергера: причины, симптомы и лечение


Синдром Аспергера: причины, симптомы и лечение


Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это расстройство, относящиеся к аутическому, но отличающееся сохранением речевых и когнитивных способностей больного. Согласно МКБ-10, синдром Аспергера входит в рубрику первазивных расстройств, наряду с синдромом Каннера, атипичным аутизмом, синдромом Ретта, гиперактивным расстройством с умственной отсталостью и двигательными стереотипами.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев. Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола. Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Эпоним синдрому был присвоен в честь Г. Аспергера – педиатра, практиковавшего в Австрии. Именно он наблюдал, а впоследствии описал группу детей, которые имели соответствующие симптомы, которые ученый определил, как «психопатия аутистическая». Способности к общению у детей неразвиты или развиты слабо, имеются определенные поведенческие нарушения, в обучении они испытывают трудности, что способствует привлечению к ним внимания педагогического состава школы, а также психологов и психиатров.

Стоит отметить, что с предложением выделить подобные нарушения в социальном взаимодействии в отдельный синдром, выступила Л. Уинг – врач-психиатр из Англии. Данное событие произошло в 1981 году. Хотя с ее предложением согласились, до сих пор идут споры относительно того, что синдром Аспергера является лишь одной из разновидностей болезни аутистического спектра с определенной степенью тяжести. Этим объясняется тот факт, что до настоящего момента времени отсутствует точная статистика относительно распространенности данного синдрома.

Так как для диагностики синдрома предложено несколько наборов критериев, то статистические данные разнятся.

Так, в исследовании с участием 5484 детей, проводимом в 2007 году в Финляндии, было установлено, что на 1000 детей приходится следующий процент школьников с синдромом Аспергера:

  • 1,6% - по диагностическим признакам, предложенным Шатмари;

  • 2,5% - по критериям DSM-4;

  • 2,7 – по критериям Кристофера Гиллберга;

  • 2,9% - по критериям ICD-10;

  • 4,3% - по всем из 4 критериев.

Содержание статьи:


Причины синдрома Аспергера

Причины синдрома Аспергера до настоящего момента времени точно не установлены.

Тем не менее, имеются некоторые рабочие гипотезы, которые позволяют предположить, что является этиологическими факторами развития данного нарушения:

  • Аутоиммунные реакции, происходящие в организме беременной женщины. Они способны оказывать влияние на головной мозг плода, определенным образом повреждая его.

  • Введение профилактических вакцин по утверждению некоторых авторов оказывает негативное влияние на иммунитет ребенка, слишком сильно перегружая его. Указывается на то, что явным негативным действием обладают консерванты на основе ртути. Тем не менее, данная теория не нашла до сих пор научного подтверждения.

  • Гормональные нарушения в организме ребенка. Согласно этой теории, имеется связь между синдромом Аспергера и повышением уровня тестостерона и кортизола в крови.

  • Возможно на развитие заболевания оказывает влияние синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также недоношенность ребенка.

  • Существует предположение, что негативное влияние на мозг ребенка оказывают пищевые добавки, которые он получает вместе с продуктами питания. Это не только различные консерванты, но и содержащийся во многих продуктах глютен. Тем не менее, эта теория также не нашла научного подтверждения.

Кроме того, ученые выделяют следующие факторы, которые способны оказать влияние на развитие заболевания:

  • Принадлежность мужскому полу;

  • Генетическая предрасположенность;

  • Токсикологическое воздействие на плод, что особенно опасно в первом триместре беременности;

  • Инфекции, перенесенные внутриутробно;

  • Герпетическая инфекция, токсоплазмоз, краснуха и иные вирусные инфекции.

Большинство ученых сводится к мнению, что заболевание является генетически обусловленным. В связи с этим, родители не должны винить себя за пробелы в воспитании или иной, полученный ребенком жизненный опыт.


Симптомы синдрома Аспергера

Симптомы синдрома Аспергера

Симптомы синдрома Аспергера многообразны и в большей степени связаны с нарушениями в социальной адаптации и в интеллектуальных особенностях больных:

Трудности социализации

При синдроме Аспергера отпечаток накладывается не на какую-либо одну сторону личности ребенка, а на личность в целом. Его интересы не столь разнообразны, как у здорового дошкольника или школьника, но отличаются высокой интенсивностью и узкой направленностью.

А определенной мере страдает речь и поведение. Но при этом интеллект детей чаще всего средний, а иногда и выше среднего. Словарный запас бывает достаточно богат и разнообразен.

Первые симптомы синдрома Аспергера становятся заметны у ребенка к возрасту 2-3 лет. Степень их выраженности варьируется от легкой до тяжелой. Но заподозрить синдром можно еще в младенчестве. Таки дети либо чрезмерно спокойные, либо чрезмерно раздражительны, отличаются гиперподвижностью. Сон у них нарушен, засыпают младенцы тяжело, часто просыпаются, чрезмерно чувствительны к звуковым и иным воздействиям. В питании дети с синдромом Аспергера крайне избирательны.

Нарушения общения можно будет заметить уже в раннем возрасте. Посещение детского сада дается детям с трудом, они очень тяжело переживают расставание с родителями. Адаптация проходит медленно. Контакты с другими детьми ограничены, дружеские отношения не завязываются. Ребенок держится обособленно от всей группы, не стремиться к общению и взаимодействию.

Дети уязвимы к самым разнообразным инфекциям, что объясняется трудностями с адаптацией к детскому саду. Частые болезни приводят к еще большему ограничению ребенка от коллектива, от взаимодействия со сверстниками. Поэтому ближе к школьному возрасту симптомы синдрома проявляются достаточно ярко.

У детей отсутствует способность к сопереживанию, они не чувствительны к эмоциям и проблема других людей. Собственное эмоциональное состояние им выразить достаточно сложно. Речь, жесты, мимика – все эти вербальные и невербальные способы передачи эмоции у детей развиты слабо. В связи с этим их часто называют эгоцентричными, бестактными, бесчувственными. Их поведение трудно предугадать.

Большая часть больных не переносит того, когда к ним прикасаются другие люди. Во время разговора, ребенок старается избегать зрительного контакта, либо смотрит на собеседника как на неживой объект, с которым он вынужден взаимодействовать.

Выбирая себе партнеров для общения, дети предпочтение отдают не сверстникам. Их выбор – взрослый человек или ребенок младше по возрасту. Совместные игры, любая совместная деятельность со сверстниками в дошкольном возрасте часто завершается конфликтом. Дети с синдромом Аспергера стремятся установить свои правила, не могут идти на компромисс, не способны сотрудничать и действовать по чужим установкам. В итоге, коллектив дошкольников отвергает такого ребенка, он становится изолированным в группе сверстников.

Дети отличаются чрезмерной правдивостью, если им делают замечания, они очень смущаются. Подтекст социального взаимодействия детям не доступен, поэтому их слова и выражения часто оскорбительны для окружающих. В то же время ребенок не стремился кого-либо обидеть, просто он не в состоянии очертить границы дозволенного, понять, что своими эмоциями и словами пытался донести другой человек.

В подростковом возрасте дети очень тяжело переносят одиночество. Они склонны к депрессивным настроениям, возможно развитие пристрастия к алкоголю и наркотикам. Имеется склонность к суициду.

Итак, основными социальными трудностями являются:

  • Эгоцентризм.

  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками.

  • Социальная наивность.

  • Неумение передавать собственные эмоции.

  • «Социальная слепота».

  • Неразвитость языка тела.

Социальная адаптация нарушается еще и тем, что ребенок может сознательно уходить от общения. Ему просто не интересно взаимодействие с людьми, кроме, возможно, какого-то одного человека о котором он очень высокого мнения.

Интересы детей

Интересы детей

Степень сосредоточения ребенка на каком-либо объекте, представляющем для него интерес, часто граничит с навязчивостью. При этом данный объект может идти в абсолютный разрез с общепринятыми увлечениями. Например, есть история мальчика с синдромом Аспергера, который в школьном возрасте начал проявлять странный интерес к умершим создателям музыки, а именно – к композиторам. На самом деле, ребенок испытывал интерес к компакт-дискам, мечтая собрать полную их коллекцию. В итоге его психика для достижения цели избрала в качестве объекта интереса погибших авторов: «они умерли, значит ничего написать уже не в состоянии». В этом случае появляется шанс собрать полную коллекцию.

Среди детей с синдромом Аспергера популярны следующие интересы:

  • Транспорт и иные средства передвижения.

  • Математика и электронная техника.

  • Биология.

  • Астрономия.

  • Динозавры.

  • Запоминание самых разнообразных дат и умение их воспроизводить вплоть до дня и часа, когда-то или иное событие происходило.

  • Реже интересы детей сводятся к рисованию и лепке.

Хотя аналогичными вещами могут интересоваться дети без каких-либо особенностей, дети с синдромом Аспергера проявляют свою заинтересованность особенно интенсивно. Сохранение увлеченности тем или иным делом может наблюдаться на протяжении всей жизни человека. Он будет отлично разбираться в данной области, проявляя феноменальную память и обсессивное сосредоточение. Сам Ганс Аспергер говорил о своих пациентах, как о «маленьких профессорах», так как их познания в интересующей сфере являлись очень глубоки, тонкими, близкими к университетским. Однако, из-за неумения и нежелания контактировать с окружающим миром, эти глубокие знания так и остаются в недрах их разума.

Если человек с синдромом Аспергера занимается интересующим им делом, он полностью сосредоточен, не видит и не слышит того, что происходит вокруг. Часто интенсивность интереса выражается в том, что человек, не успев даже познакомиться или представиться другому человеку, заводит с ним длинный монолог относительно своих приоритетов.

Что касается обучения в школе, то дети могут проявлять лень к выполнению домашних заданий, даже по тем предметам, которые их интересуют, но при этом ни один учитель не назовет такого ребенка глупым или неспособным. Иные дети, напротив, замотивированы на учебе, стремятся во всем превзойти своих одноклассников.

Узость интенсивность интересов приводит к тому, что во взрослом возрасте человек с трудом преодолевает лень, осваивает профессию и выполняет трудовые обязанности. При этом многие скрытые аутисты Аспергера на протяжении всей жизни борются сами с собой, приспосабливаясь под социум и адаптируя его под себя.

Особенности интеллектуальной деятельности

Уровень интеллекта у детей не ниже среднего, а иногда даже превышает его. Тем не менее, дети не в состоянии мыслить абстрактно, не способны к самостоятельному решению задач, что перекрывает возможность свои знания применить в адекватной ситуации.

Наибольших успехов дети-аспергеры добиваются в тех областях, которыми интересуются. В этом случае они способны концентрироваться на каждой мелочи, на каждой детали.

Особенности речевого развития

Манера разговора у людей с синдромом Аспергера весьма педантичная, язык они используют формальный, что зачастую не соответствует ситуации. Ребенок в 5 лет способен говорить о своих интересах таким языком, который подошел бы в большей степени для научной конференции. С грамматической точки зрения речь выстроена верно, хотя в ней могут присутствовать старомодные фразы, выражения, слова.

Независимо от того, ранее или позднее развитие речи у ребенка, она все равно к 5 годам будет полностью сформирована, но в больше степени похожа на взрослую с преобладанием педантичных фраз, речевых штампов.

В некоторых ситуациях может показаться, что ребенок – полноценный собеседник, который ведет вполне осмысленный диалог. На самом деле это не так. Он может использовать какие-то шаблонные фразы, вставляя их в беседу, но быть действительно понимающим собеседником для него просто не под силу.

Возможно нарушение тональности голоса, при котором он становится слишком сиплым, либо низким. Темп речи замедленный, или, напротив, увеличенный. Слова и фразы часто звучат слишком монотонно и ровно, без эмоционального окраса.

Еще одной характерной чертой речи людей с синдромом Аспергера является буквальное понимание фраз. Красноречив пример девочки, у которой во время разговора спросили рядом ли ее брат. Она, оглядевшись вокруг, ответила, что он не рядом и повесила трубку (хотя он в это время находился в квартире, но в соседней комнате). При этом человеку пришлось перезванивать вновь и объяснять, что он хотел, чтобы брат подошел к телефону.

Люди с синдромом Аспергера не способны понимать скрытый смысл фраз. Например, выражение «звони в любое время» они воспринимают буквально и способны совершить звонок среди ночи без каких-либо мук совести.

Некоторые люди хорошо овладевают письменной речью, понимают ее лучше, чем устную. Этот симптом носит название гиперлексии.

Особенности сенсорики и моторики

Сенсорная чувствительность детей с синдромом Аспергера повышена. Они очень восприимчивы к визуальным, тактильным и акустическим стимулам. Аспергеры склонны к выполнению рутинных действий с ранних лет. Нарушение привычного порядка выбивает их из колеи, заставляет тревожиться и проявлять излишнее беспокойство.

Такая склонность к педантичному и стереотипному поведению выражается в пищевых пристрастиях. Люди придерживаются строгих гастрономических предпочтений и полностью отрицают какие-либо нововведения в пищевом плане.

Для детей-аспергеров характерны страхи, которые зачастую необычны и очень навязчивы. Например, ребенок может сильно бояться ветра, дождя и пр. Опасные ситуации, которые на самом деле могут угрожать жизни ребенка не вызывают у него опасений за собственное здоровье.

Страдает также моторика и координация. Дети подолгу могут застегивать пуговицы на одежде, с трудом учатся завязывать шнурки. Этим же объясняется неровный и неаккуратный подчерк. Вероятно, возникновение проблем с осанкой и походкой, в движениях прослеживается некоторая неуклюжесть. Координация движений страдает сильнее, чем мелкая моторика.

  Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

Диагностика синдрома Аспергера

Диагностика синдрома Аспергера

Диагностика синдрома Аспергера находится в компетенции детского психолога. Хотя заметить нехарактерные для обычных людей черты поведения способны родители, педагоги, близкие родственники, участковый педиатр, логопед и прочие люди, окружающие ребенка с рождения.

Для подтверждения диагноза используются разнообразные анкеты, такой психологический метод, как интервью, специализированные нейропсихологические тесты.

Вспомогательными методами диагностики являются МРТ головного мозга и ЭЭГ. Они позволяют определить, имеются ли у пациента какие-либо заболевания органической природы.

Кроме того, имеется ряд критериев, которые позволяют диагностировать именно синдром Аспергера:

  • Речевое и умственное отставание не обнаружено. Первые слова появляются у ребенка в возрасте до 2 лет, фразы в возрасте до 3 лет и ранее.

  • Возможна задержка моторного развития.

  • Адекватный зрительный контакт отсутствует. Мимика, жесты и позы недостаточны для того, чтобы поддерживать нормальное взаимодействие.

  • Контакты со сверстниками ребенок устанавливать не в состоянии, их интересы не разделяет, в общественных делах не участвует.

  • Редко ищет поддержки и сопереживания у других людей. Сам ребенок не способен разделять чужое горе, редко выказывает поддержку и утешение по отношению даже к близким людям.

  • Ребенок не способен разделить радость с другими людьми, сам не радуется за других.

  • Поведение ребенка не меняется в зависимости от социального контекста. Реакция на эмоции иных людей неадекватна.

  • Интересы ребенка стереотипны, сужены и интенсивны.

  • Имеется сильная привязанность к последовательности определенных действий и ритуалов, которые не имеют особого значения в жизни людей.

  • Движения стереотипны, часто повторяются.

  • Избыточный интерес к свойствам предметов, которые обычно детей не интересуют (запахи, вибрации, ощущения от прикосновения к игрушкам)

  • Любые, даже незначительные изменения в окружении ребенка заставляют его сильно переживать и нервничать по этому поводу.

  • Отсеяны такие диагнозы, как: шизофрения, нарушения привязанности детского возраста, обсессивное личностное расстройство, обсессивно-коммуникативное расстройство и пр.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице

Критерий

Детский аутизм

Синдром Аспергера

Манифестация нарушений

Младенчество

После 3 лет

Моторное и речевое развитие

Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.

Речевое развитие опережает умение ходить.

Коммуникативная функция речи

Речь не является средством для коммуникации

С помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядке

Контакт глаз

Избегает встречаться глазами с другими людьми

Не замечает других людей, хотя может смотреть им в глаза

Самоощущение

Ребенок живет в социуме, но по своим правилам

Ребенок замкнут в своем мире

Прогноз относительно дальнейшей социализации

Относительно благоприятный

Неблагоприятный

Характеристика состояния

Психопатия

Процесс психопатического характера


Лечение синдрома Аспергера

Лечение синдрома Аспергера

Лечение синдрома Аспергера сводится к помощи в социальной адаптации ребенка. Возможно оказание фармакологической поддержки, направленной на то, чтобы ребенок лучше себя чувствовал. Все препараты подбираются строго в индивидуальном порядке. Чаще всего используются психотропные средства, как-то: нейролептики, антидепрессанты, психостимуляторы.

Чем грамотнее психолого-педагогическая поддержка и сопровождение ребенка с синдромом Аспергера, тем лучше у таких детей происходит адаптация в социуме. Хотя запрета на посещение общеобразовательной школы не существует, к ребенку должен быть организован индивидуальный подход.

Полностью избавиться и преодолеть имеющиеся нарушения в развитии не удастся на протяжении всей жизни. Проблемы детского возраста в некоторой интерпретации переходят во взрослую жизнь. При этом 5% людей ведут вполне нормальную жизнь и об имеющихся у них проблемах социальной адаптации можно понять лишь благодаря проведению специализированных нейропсихологических диагностических методик. Две трети людей справляются с имеющимися сложностями и способны трудиться, создавать семьи и растить детей. Особенно успешны в карьере те пациенты, которые нашли профессию по своим интересам.

Жизнь с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера становится причиной трудностей во взаимодействии со сверстниками. Дети страдают от нападок задиристых ребят, их чаще остальных обижают хулиганы, над такими детьми обидно подшучивают. При этом сам ребенок с синдромом Аспергера может остро реагировать на такое отношение к нему. Он часто задумывается, что явилось причиной плохого отношения, что он делает не так. По мере взросления, человек своему психологу или близкому родственнику жалуется на то, что всю жизнь ощущает себя оторванным от мира.

В связи с тем, что ребенок показывает определенные успехи в одном предмете, но может существенно отставать во всех остальных, учителя и иные педагоги считают его иногда проблемным или даже неуспевающим. Его поведение может наталкивать на мысль о высокомерии, злопамятности и непослушании. На самом же деле ребенок может чувствовать себя в данный момент очень несчастным, осужденным и обиженным ни за что. Но выразить свои эмоции и чувства он не в состоянии.

Однако, быть ребенокм-аспергером – это вовсе не означает на протяжении всей жизни быть несчастным и никому ненужным. Уровень способностей в определенных делах, которые ему интересны, позволяют таким людям трудоустроиться, стать весьма преуспевающим в своей профессии. Например, известнейшим режиссером является Стивен Спилберг, которому также был выставлен диагноз синдром Аспергера.

С другой стороны, человеку бывает трудно прервать дело, которое, по его мнению, очень важно. Поэтому критика по поводу того или иного занятия может восприниматься им очень болезненно. Например, ребенок любит писать стихи, но занимается этим на уроке. Учитель сделает ему замечание, на что может получить весьма неоднозначную реакцию. После этого ребенок может обозлиться и замкнуться в себе, вовсе перестав заниматься данным предметом.

Часто люди с синдромом Аспергера создают семьи, хотя также часто остаются одинокими. Дети, рожденные от людей с подобным диагнозом, могут сами от аналогичных нарушений не страдать.

Специальные тренировки, занятия со специалистом, самодисциплина – все это позволяет наладить социальное взаимодействие с окружающими людьми и найти близкого человека. В то же время партнеры таких людей могут быть подвержены депрессиям, ведь близкий им человек не способен выражать симпатию сиюминутно, с ним трудно наладить эмоциональный контакт. Ситуация усугубляется также тем, что многие люди с синдромом Аспергера о таком заболевании даже не слышали, а если и знают, то себя с ним не ассоциируют.

Важно понять, что, хотя человек симпатию не проявляет, это не означает, что он ее не испытывает. Помогут наладить контакт более прямые высказывания, без завуалированного контекста. Например, не стоит говорить фразу «я слегка расстроен», проще и понятнее для партнера будет высказывание «я очень зол». Кроме того, полезно узнавать, как можно больше информации относительно данного синдрома и того, как он проявляется.

Не стоит ждать от человека с синдромом Аспергера общепринятого поведения и выполнения стандартов, существующих в обществе. Не стоит дискриминировать людей только за то, что они чем-то отличаются от большинства.


Автор статьи: Соков Андрей Владимирович, врач-невролог, специально для сайта ayzdorov.ru


Читайте также:

Высокий риск синдрома Дауна, анализ и скрининг

Синдром Дауна не является болезнью, это патология которую невозможно предотвратить и вылечить. У плода с синдромом Дауна в 21-й паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их количество составляет не 46, а 47. Синдром Дауна наблюдается у одного из 600-1000 новорожденных от женщин в возрасте после 35.


Синдром Эдвардса: причины, симптомы и лечение

Синдром Эдвардса – второе по распространенности генетическое заболевание после синдрома Дауна, связанное с хромосомными аберрациями. При синдроме Эдвардса наблюдается полная или частичная трисомия 18-й хромосомы, в результате которой образуется ее лишняя копия. Это провоцирует ряд необратимых нарушений организма, которые в большинстве случаев несовместимы с жизнью.


Астенический (невротический) синдром

Астенический синдром – это психопатологическое расстройство, которое характеризуется прогредиентным развитием и сопровождает большинство заболеваний организма. Основные проявления астенического синдрома – это усталость, нарушение сна, снижение работоспособности, раздражительность, вялость.


Популярные новости:

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Прежде чем задать вопрос, прочтите уже имеющиеся комментарии, возможно там есть ответ на ваш вопрос!


Комментарии и отзывы:
Пока нет отзывов к статье

Позвоните и запишитесь на прием к опытному врачу:
8 (499) 519-32-46
Москва
8 (812) 243-12-94
Санкт-Петербург
Ежедневно с 8.00 до 22.00
Наш оператор подберет для Вас квалифицированного врача и ближайшую клинику к вашему дому или месту работы
Другие города

Это интересно!
Загрузка...


Поделиться